Назад

Юлия Балдина


В 2017 году руководитель выставочного отдела галереи «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» Юлия Балдина стала победителем конкурса «Музейный десант». Стажировка в нескольких российских музеях помогла молодому специалисту освоить новые инструменты по работе с аудиторией, провести исследование по изучению местных сообществ и в 2018 году выиграть в  конкурсе Фонда «Музей 4.0» в номинации «Новые вызовы». Кроме того, полученные знания позволили более грамотно выстроить и содержательно наполнить ряд лекций по арт-менеджменту, а именно музейному маркетингу, которые Юлия читает в своей альма-матер.

Юлия окончила философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (кафедра истории и теории мировой культуры), а также аспирантуру философского факультета. В 2012 году она прошла стажировку на гуманитарном факультете Университета во Флоренции. Была отмечена в 2014 году премией правительства Москвы «Лучший молодой специалист в области культуры». Дважды становилась победителем грантовых конкурсов Департамента культуры г. Москвы: с социокультурным проектом «Беляево-квест. Маршруты московского концептуализма» в 2014 году и проектом «Беляево-конструктор. Лаборатория пространства» в 2015 году.

Юлия, расскажите, пожалуйста, как вы пришли работать в музей?

Я родилась и выросла в маленьком городе, где был единственный музей истории завода и ни одного театра, только два дома культуры: Ленина и Лепсе. Все школьные каникулы я проводила в Москве. Я открывала журнал «Ваш досуг» и составляла «музейные» маршруты на день, пока взрослые на работе. А по вечерам мы шли в театр или цирк. Но в музей меня привела именно моя увлеченность театром. Я увидела объявление о наборе волонтеров в пресс-службу Театрального музея Бахрушина и пошла туда. Ходила на вернисажи, творческие встречи, писала анонсы, пресс-релизы. Меня достаточно быстро взяли в штат. Там было так интересно и необычно, вокруг люди театра: режиссеры, актеры, театроведы. Потом я уехала на стажировку в Университет Флоренции, там тоже изучала театральное искусство. Когда вернулась, стала искать работу в театрах, музеях, галереях. Так я оказалась в галерее «Беляево», где работаю уже 7 лет.

За что вы любите свою работу?

Галерея «Беляево» – место удивительное. Оно заряжено творческой энергией. Оно теплое, домашнее, как второй дом. И важны люди, которые создали эту особую среду, атмосферу. Прежде всего, директор галереи, а сейчас и всего Объединения «Выставочные залы Москвы» Марина Сергеевна Бушуева. До этого у меня не было большого опыта работы и мне не с чем сравнивать, но я счастлива, что оказалась здесь. Я почувствовала поддержку, заботу, ушли многие мои страхи. Я поняла, что можно не ограничивать себя в творческом процессе. Хочешь делать выставки – делай. Хочешь спектакли ставить – ставь. Хочешь исследования проводить – проводи. И я очень благодарна, что мне дали такую возможность свободно расти и развиваться. Сначала я была заведующей рекламно-информационным отделом, потом стала участвовать в создании выставок как координатор, и даже как самостоятельный куратор. При галерее мы организовали домашний театр, где сами ставим и играем спектакли. Вот совсем скоро откроется наш Центр идентичности, где мы проводим районные исследования, делаем образовательные и выставочные проекты. Скучать некогда. Все время что-то происходит.

Что дала вам стажировка по конкурсу «Музейный десант» в профессиональном, личностном плане?

Стажировка оказалась для меня очень продуктивной. В тот момент я находилась в состоянии близком к эмоциональному выгоранию, не понимала, куда двигаться, что делать, в чем мое предназначение. Была не уверена в своих силах. И тут на стажировке я встречаю столько интересных людей со всей России, у которых горят глаза, они полны идей по развитию своего родного города или деревни. Они рассказывают про свои музеи: у одних динозавры, у других картины, у третьих черепки, монеты. С такой любовью, трепетом они об этом говорят, гордятся своими коллекциями и фондами. И понятно, что не ради денег они пришли в музейную сферу. Ими движет любовь к своей профессии, желание сделать что-то хорошее. Большое впечатление на меня произвели лекции британских экспертов, которые говорили о важной социальной миссии музеев. Что надо ставить перед собой большие цели по спасению человечества, в том числе и средствами искусства. Снимать социальную напряженность, делать людей счастливее, вовлекая их в творческую деятельность. Вот тогда я и поняла, что тоже хочу двигаться в этом направлении.

Каким образом вы используете полученные знания, новые знакомства?

У нас с участниками стажировки есть чат во ВКонтакте – это очень важный канал коммуникации. Всегда можно получить быструю консультацию по разным вопросам. Например, я спрашивала, какие документы готовить, когда ввозишь художественные произведения из другой страны, какие есть службы доставки. Просила прислать примеры экспозиционного оборудования. И кто с этим уже сталкивался, всегда пишут, делятся своим опытом. Еще, например, мы готовили выставку, и нужно было найти партнеров среди региональных музеев. Можно было, конечно, пойти по длинному пути: писать официальные письма, запрашивать, что у кого есть в фондах, потом писать письма с просьбой предоставить экспонаты на выставку. А в чате за час мне накидали контакты хранителей из разных музеев и что есть у них в коллекциях. Благодаря стажировке есть такое «членство» в музейном сообществе. Кроме того, с некоторыми участниками стажировки сейчас обсуждаем возможность проведения общего форума или научно-практической конференции, так как многие в Москве и регионах реализуют в данный момент проекты по развитию локальной территории. Много похожих сценариев, и хочется, прежде всего, друг с другом поговорить, обменяться знаниями и опытом.

А как продвигается работа над проектом «Развитие Беляево», на реализацию которого вы получили грант Фонда Потанина по конкурсу «Музей 4.0»?

Наш проект по развитию района Беляево, направленный на выявление локальной культурной идентичности через совместные с местными жителями художественные, образовательные, театральные и социальные практики, оказался очень масштабным. И он как тесто на дрожжах все разрастается и разрастается. Появляются новые идеи, люди, ресурсы. Даже приходится себя иногда сдерживать, чтобы все успеть. Мы сейчас находимся где-то на экваторе. Было проведено исследование района Беляево с привлечением междисциплинарной команды (урбанисты, культурологи, лингвисты, архитекторы, краеведы и историки). Затем на основе полученных результатов архитекторы бюро Александра Бродского разработали дизайн-проект Центра идентичности – музея района. Это настоящая исследовательская лаборатория с медиатекой, рабочей зоной для проведения лекций и практических занятий, выставок, конференций. И все это на 40 квадратных метрах. В ноябре 2019 состоялось официальное открытие нашего Центра идентичности, позднее запустится сайт Центра. Сейчас уже подготовлена большая событийная программа. Идет работа над районным путеводителем. Весной жителей района ждут уличные мобильные мастерские, где они будут работать в тандеме с профессиональными художниками, а летом пройдет уличный театральный фестиваль самодеятельной культуры. Так что все самое интересное еще впереди.

Мечтаю, чтобы район Беляево заметно преобразился. Чтобы жители больше интересовались историей своего района, своей семьи. Чаще ходили друг к другу в гости, ставили домашние спектакли, а летом сами организовывали уличные фестивали.

Если бы у вас была возможность обратиться ко всем музейщикам России, что бы вы сказали?

Стремитесь быть настоящими, искренними, открытыми миру и людям, чтобы всегда был живой интерес и любовь к своей профессии.