Назад

Денис Кузнецов: «Институциональное развитие музея – это прежде всего развитие команды»

Денис Кузнецов – ученый секретарь Национального музея Республики Карелия. Его инициативы неоднократно получали поддержку Фонда.

Денис Кузнецов – ученый секретарь Национального музея Республики Карелия. Его инициативы неоднократно получали поддержку Фонда. В интервью Денис рассказывает о том, почему музейным специалистам важно повышать профессиональные компетенции, тренировать насмотренность и не терять интерес к исследовательской деятельности.

Денис, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о своей работе. Какие задачи стоят перед вами и вашими коллегами?

Вся моя карьера связана с работой в Национальном музее Республики Карелия. Музей так называется с 2011 года: я был одним из инициаторов переименования Карельского государственного краеведческого музея в Национальный, когда мы работали над масштабной концепцией развития. С 2002 по 2018 год я занимал должность заместителя директора по экспозиционно-выставочной работе и развитию. Затем произошла некоторая оптимизация в региональной сфере культуры, и я перешел на должность ученого секретаря. Сейчас мои должностные функции достаточно обширны: я занимаюсь и научной работой, и проектной деятельностью.

Наш музей – старейший в республике, он создан более 150 лет назад, его собрание насчитывает 240 тысяч предметов. У музея есть три филиала: Музей Карельского фронта, Шелтозерский вепсский этнографический музей и Музей истории первого российского курорта «Марциальные воды». В селе Шелтозеро находится очень интересный музей с традиционными крестьянскими домами прионежских вепсов Тучина и Мелькина – это памятники деревянного зодчества. Другой музей тоже уникален для Карелии: «Марциальные воды» – первый российский курорт, основанный по указу Петра I. В этих местах сохранился старинный деревянный храм, нетипичный для карельского зодчества, очень европейский. Музей Карельского фронта открылся в городе Беломорске в 2020 году, к юбилею Победы. Там сохранилось историческое здание, в котором размещался штаб фронта в годы войны.

В последние годы мы работали над концепцией развития музейного дела Республики Карелия. В ноябре прошлого года Коллегия Министерства культуры приняли ее: концепция рассчитана на реализацию в течение 12 лет, и сейчас мы должны превратить ее в программу. В этом году перед нами стоит задача создать, используя этот опыт, и концепцию развития Национального музея. Таким образом, вся моя деятельность связана с развитием музейной культуры Карелии. 

Как начинался ваш профессиональный путь? В чем вы видите главную ценность своей работы?

Моя мама была библиотекарем, и я буквально вырос в библиотеке, обожая книги по истории. После школы окончил училище культуры в Петрозаводске, затем поступил в Санкт-Петербургский государственный институт культуры, получил образование музейщика, которое всю жизнь использую «по полной». Образование дало мне возможность выбрать свою уникальную нишу и довольно успешно заниматься музейным делом.

Еще во время учебы я понял, что мне особенно интересна тема идентичности. Я северянин, родился на Белом море, и мне было очень любопытно больше узнать о своих корнях. Много времени я проводил в Российском этнографическом музее: передо мной открывался уникальный мир культуры Русского Севера, который захватил меня. До сих пор меня мотивирует желание разобраться, кто мы такие, какими были наши предки, как перенести их опыт в нашу жизнь. Работа в музее помогает лучше понимать себя, учиться идентифицировать себя со своей землей. Это схоже с главной миссией музея.

Ценность моей деятельности – в познании. Для меня это постоянная работа с идентичностью, с тем, как сделать ее современной и интересной темой, актуализировать культурные традиции и использовать их. Меня увлекает экспозиция как способ интерпретации наследия, инструмент трансляции смыслов.

У вас достаточно большой опыт взаимодействия с Фондом. Расскажите, в каких конкурсах вы принимали участие, с какими проектами?

Наша совместная история началась с программы «Меняющийся музей в меняющемся мире». Какое-то время я даже работал региональным координатором программ, в один сезон выступал региональным экспертом на первой стадии обсуждения заявок. В этом нет конфликта интересов: существует много примеров, когда региональные эксперты участвовали в конкурсах в качестве заявителей.

Деятельность Фонда – это мощная система: всегда есть возможность чему-то научиться, перенять экспертный подход. В «Меняющемся музее» мы участвовали с проектом Музея Кондопожского края «Путешествие в страну людиков». Людики – это особая этническая группа, представляющая одну из трех основных групп карельского языка, самая малочисленная. В рамках проекта мы проводили экспедиции по исследованию традиционной культуры вместе с фотографами, кинематографистами, художниками, по итогам которых сделали кино и организовали несколько выставок. Проект вошел в число шести лучших проектов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» сезона 2010-2011 годов. Затем случилась небольшая серия этнокультурных проектов, где эхом «Путешествия в страну людиков» стал «СеноFest» – фестиваль сена, который проводился ежегодно.

Еще один проект – «Натуральное хозяйство», я им руководил – был связан с созданием раздела постоянной экспозиции и посвящен традиционным хозяйственным занятиям коренных жителей Карелии. Внутри музея мы попытались сделать то, что обычно делают музеи под открытым небом. Традиционное хозяйство – это поля, сельское земледелие, ремесла. Мы сняли короткие фильмы, ставшие видеоэкспонатами, сделали серию этнографических экспериментов. Например, на базе агростанции Карельской педагогической академии посадили лен, вырастили его, затем обработали для производства ткани и экспонировали в качестве не готовых изделий, как это обычно бывает в музеях, а «полуфабрикатов», которые демонстрировали последовательность превращения льна в ткань.

Также важный проект в рамках сотрудничества с Фондом – «Лаборатория северного дизайна». Перед нами стояла задача разработать теоретические рамки карельского стиля дизайна. Для меня эта тема очень важна: я считаю, что вся предметная культура XX века сформирована благодаря дизайну – индустриальному, промышленному, существует целое направление музейного дизайна. В рамках проекта мы провели немалую работу, итогами, которого стали три выставки, музейный магазин, линейки сувенирной продукции, несколько фильмов и три книги, включая арт-гид «Немыслимый Петрозаводск» и сборник «Формы времени. Дизайн Карелии».

И, наконец, в конкурсе профессионального развития для сотрудников музейных организаций мы победили с проектной лабораторией «История Карелии: XX век» – это экспертно-образовательная программа, направленная на повышение профессиональных компетенций экспозиционеров музеев Карелии. В процессе реставрационно-реконструкторских работ и создания экспозиции по XX веку мы поняли, что нужно как можно скорее «прокачать» компетенции наших экспозиционеров в рамках конкурсного проекта. В качестве экспертов лаборатории мы пригласили команду петербургской инновационной мастерской Museum Art Technology. Вместе с лекциями, семинарами и вебинарами участники лаборатории в ходе практических занятий прорабатывали различные аспекты проектирования новой экспозиции. Отражение в музейных экспозициях истории XX века – одна из самых дискутируемых тем в музейном сообществе на сегодняшний день: этот период предлагает множество интерпретаций и дизайнерских решений для музейного экспонирования с одной стороны, и требует объективного подхода со стороны музейщиков – с другой.

Как вы оцениваете результаты проектной лаборатории «История Карелии: XX век»?

Перед подачей заявки мы работали над вопросами интеграции новых сотрудников в деятельность музея: когда приходят молодые люди, нужно включать их в работу за счет интенсивных практик. Таким образом, программа решала сразу несколько задач: повышение компетенций опытных профессионалов и обучение молодых специалистов. Институциональное развитие музея – это прежде всего развитие команды.

После завершения проекта мы провели анкетирование среди коллег, которые приняли в нем участие. По его результатам большинство специалистов отметили, что он значительно им помог: удалось более детально разобраться в теме и сформировать видение предстоящей выставочной работы. Задачу по повышению уровня компетенций среди музейных профессионалов мы выполнили. С помощью обучения мы охватили даже более широкую аудиторию – сотрудников муниципальных и государственных музеев Карелии, которые тоже с интересом все это восприняли. Более половины участников отметили, что это полностью ответило их ожиданиям. Сегодня многим нашим музеям нужно работать над постоянными экспозициями, и для специалистов проект оказался полезным.

Каковы ваши дальнейшие планы?

Проект профессионального развития помог нам привести в действие проектную машину. Дальше предстоит глобальная работа над созданием постоянной экспозиции и реставрацией здания музея. Во время этой работы наверняка возникнут новые локальные задачи, для которых нужно будет найти особую технологию в поддержку проекта. Также мы работаем над развитием филиалов музея, возможно, примем участие в конкурсах Фонда Потанина и с этими проектами. Хочется продолжить работу, которая происходила в рамках «Лаборатории северного дизайна», охватить индустриальное наследие. В связи с работой над большой экспозицией грантовая деятельность может отойти на второй план, но мы будем стараться работать во всех направлениях – нам очень нравится участвовать в конкурсах, как минимум ради бесценного опыта.

Какие впечатления вы получили от взаимодействия с Фондом?

Музейные программы Фонда Потанина – уникальная история для российских музеев. Благодаря этому экспертному сообществу в стране сформировалась настоящая культурная политика. Но для меня самое ценное в этих программах – внимание не столько к институциям, сколько к людям, музейным профессионалам.

Вся деятельность Фонда важна: и школа проектировщиков, и кейсы победителей конкурсов, которые на моих глазах развивали и модернизировали музейное дело в России. Фонд задает тренды и дает ориентиры развития, объясняет, как действовать музейщику в современном мире. Важно и то, что в отличие от государственных и муниципальных программ, это именно конкурсы и школа инноваций. Главная ценность этих программ – новые конфигурации, партнерства, поиск нетривиальных хода, современные подходы к интерпретации наследия. Для музейщиков открываются окна роста на стыках проблем, там, где музей может сработать по-новому. К тому же, участие в конкурсах – это всегда отличная тренировка компетенций, а сама работа с организаторами очень комфортная и поучительная с точки зрения менеджмента.

Что бы вы посоветовали тем, кто только планирует начать участвовать в грантовых конкурсах? Есть ли, на ваш взгляд, какая-то формула успеха?

Нужно любить то, чем ты занимаешься. Подача заявки на участие в любом грантовом конкурсе – это хороший навык, но далеко не главное. Главное – испытывать интерес к объекту исследования.

Чтобы достичь успеха в конкурсе, нужно обладать насмотренностью и широким кругозором, а для этого Фонд Потанина предоставляет все возможности. Важно изучать кейсы коллег, следить за образовательными программами, быть в курсе того, что происходит в культурной сфере. Интересоваться тем, как работают проектировщики, которых поддерживает фонд.

Еще один важный совет – находить партнеров. Часто инновация находится на стыке дисциплин, и именно музейщикам нужно придумать решение насущных проблем. Охватывать разные сферы – это и есть работа в креативной индустрии, к которой несомненно относится музейная деятельность. Это понимание дает иной взгляд на наше наследие, а поиск инновационных креативных идей выводит интерес к культуре на качественно новый уровень.

 

 

 




Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Результаты конкурса «Индустриальный эксперимент»
18 марта 2024

Конкурс призван выявлять и продвигать лучшие практики трансформации индустриального наследия

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Результаты конкурсов «Музей 4.0» и «Креативный музей»
12 марта 2024

Они проводятся в рамках программы «Музей без границ»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовали конкурсы программы «Музей без границ»
02 ноября 2023

Прием заявок до 20 декабря 2023 года

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Ольга Сашнина: «Без разницы, насколько маленький у нас музей – для фундаментальной науки размер помещения не важен»
31 августа 2023

Ольга Сашнина – автор проекта «Виртуальный маастрихт Приамурья и другие динозавры России» – победителя конкурса «Музей 4.0»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Новые маршруты форума «Музейный гид-2023»
07 июня 2023

Событие призвано объединить профессионалов музейного сообщества

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«Генеральский дом: городская опера»
18 апреля 2023

История проекта - победителя конкурса «Музей 4.0»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Подведены итоги VI цикла конкурса «Музей 4.0»
14 апреля 2023

Общий грантовый фонд поддержки проектов составит 50 515 733,69 рублей

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Результаты конкурса «Креативный музей»
07 апреля 2023

Конкурс направлен на развитие партнерств культурных институций с креативным бизнесом

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Итоги конкурса «Индустриальный эксперимент»
31 марта 2023

Поддержку получит 21 проект из 16 регионов страны

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовала заключительная часть проекта Theatrum
15 февраля 2023

Презентация проекта прошла в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

#Музей без границ