Назад

Оксана Фодина о приеме заявок на музейные конкурсы: «Поторопитесь, не оставляйте все на последний день!»

Интервью с директором программ Фонда

В разгар заявочной кампании конкурсов «Музея без границ» мы поговорили с директором программ Фонда Потанина Оксаной Фодиной.

Оксана, запуск проектных конкурсов в сезоне 2022/23 состоялся с новыми вводными. Как это отразилось на приеме заявок?

Опыт проведения грантовых конкурсов Фонда в последние годы показал, что до 40% заявок мы получаем в последние две недели. Музейные конкурсы – не исключение, наши заявители тоже «долго запрягают», изучают материалы, приходят на консультации, активно участвуют в мастермайндах, которые мы предлагаем. Но планируют подачу заявки на последние три дня.

Мы следим за динамикой подготовки заявок. Можно отметить, что сейчас, когда остается меньше недели до дедлайна первого конкурса «Индустриальный эксперимент», активность заявителей выросла, количество запросов на горячую линию значительно увеличилось. Со своей стороны, мы стараемся максимально быстро реагировать на все запросы, чтобы заявители смогли комфортно завершить работу над заявками.

Надеемся, в скором времени сообщество грантополучателей Фонда пополнится новыми именами и идеями. Но поторопитесь, не оставляйте все на последний день!

Изменился ли характер запросов в этом конкурсном сезоне?

Пожалуй, все вопросы можно разделить на две категории: от опытных проектировщиков и от начинающих, тех, кто готовит заявку на конкурс Фонда впервые.

Новички интересуются формальными критериями, правилами работы на нашем портале, допустимыми и недопустимыми расходами в структуре бюджета.

Более опытные заявители чаще просто уточняют условия конкурса, потому что так или иначе конкурсная документация претерпевает небольшие уточнения каждый год.

Вы упомянули, что конкурсная документация обновляется ежегодно. Много ли изменений было в этом конкурсном сезоне?

Мы уточнили описание номинаций, а также некоторые термины в тематических конкурсах. Например, понятия «индустриальное наследие» и «индустриальный объект» были конкретизированы. Кроме того, изменилась процедуры экспертизы и уточнены акценты бюджетных позиций. В частности, бюджет проекта теперь может включать расходы на инфраструктуру, расходы на улучшение условий труда и качества рабочих мест сотрудников музеев, цифровизацию процессов. Мы понимаем, насколько важно сделать музей местом интересного и комфортного пребывания для разных категорий посетителей и самих сотрудников. Проекты, которые были поддержаны Фондом в рамках открытых конкурсов в разные годы, яркое тому подтверждение.

Можете привести примеры, чтобы помочь сориентироваться командам, которые прямо сейчас готовят заявку?  

Конечно. Один из них – проект «БАЖОВ. ОГО!род», реализованный Объединенным музеем писателей Урала. Команда под руководством Анатолия Каптура комплексно подошла к сохранению подворья семьи Бажовых в Сысерти: благодаря проекту были не только воссозданы модули аутентичного огорода семьи Бажовых XIX века, сельскохозяйственные конструкции и инфраструктура, высажены многолетние и однолетние растения, но и отремонтированы помещения подворья. В том числе на территории музея появился теплый туалет. Недавно Анатолий Каптур был у нас в гостях на форуме «Музейный гид», где делился лайфхаками проектировщика. Если вы пропустили его рассказ, заходите к нам на сайт форума, – там много полезных материалов!

Благодаря реализации нескольких грантовых проектов музей «Огни Москвы» под руководством Натальи Потаповой настроил современную световую навигацию по музею, сделав акцент на отдельных экспонатах. Теперь свет в музее выступает в роли путеводителя по экспозиции или экспонату.

Еще один проект, в фокус которого попало музейное оснащение, был создан в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», 2014). Руководитель проекта «Песок помнит солнце» Ирина Прохорова предложила разработать программу коррекционного образования для детей с особенностями ментального развития. На основе музейной коллекции были созданы трехмерные копии-рельефы известных картин, благодаря которым дети и их родители учились понимать искусство тактильно.

Проект «Дивноленд» реализован в природном, архитектурно-археологическом музее-заповеднике «Дивногорье» в Воронежской области под руководством Юлии Городцовой. Исходной точкой для проекта стало стремление решить одну из проблем «Дивногорья» – отсутствие места для организации познавательной активности детской аудитории. Выходом из ситуации было создание интерактивного пространства, в котором дети смогли бы в игровой форме познакомиться с музеем-заповедником и его коллекциями. Так возникла идея проекта, в рамках которого и была создана музейная детская площадка, сочетающая в себе элементы традиционной игровой площадки с музейными модулями.

Эти примеры могут дать представление о том, как грант помогает музею работать с инфраструктурой и средой, менять экспозиционное оснащение и становиться более открытым и доступным. Каждый проект уникален, но я убеждена, что их объединение на орбите Фонда не суммирует усилия, а преумножает. Мне часто приходится наблюдать за тем, как меняется и сама команда: с каждым проектом растет профессионализм и появляется творческий азарт. С нетерпением ждем окончание конкурса, чтобы поскорее началась проектная работа на местах и приблизился тот самый социальный результат, на который, в первую очередь, рассчитывают музеи и команда Фонда.

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел дискуссию о проектном опыте музеев на форуме «Музейный гид – 2024»
28 мая 2024

Итоги панельной дискуссии «Проектный опыт музея и масштабы развития. Как за инициативой увидеть будущее?» с участием Оксаны Орачевой

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Форум «Музейный гид – 2024» пройдет в Москве в рамках «Интермузея»
20 мая 2024

Фонд Потанина проведет ежегодный форум «Музейный гид» на площадке Международного фестиваля «Интермузей» с 23 по 25 мая

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Результаты конкурса «Индустриальный эксперимент»
18 марта 2024

Конкурс призван выявлять и продвигать лучшие практики трансформации индустриального наследия

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Результаты конкурсов «Музей 4.0» и «Креативный музей»
12 марта 2024

Они проводятся в рамках программы «Музей без границ»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовали конкурсы программы «Музей без границ»
02 ноября 2023

Прием заявок до 20 декабря 2023 года

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Ольга Сашнина: «Без разницы, насколько маленький у нас музей – для фундаментальной науки размер помещения не важен»
31 августа 2023

Ольга Сашнина – автор проекта «Виртуальный маастрихт Приамурья и другие динозавры России» – победителя конкурса «Музей 4.0»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Новые маршруты форума «Музейный гид-2023»
07 июня 2023

Событие призвано объединить профессионалов музейного сообщества

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«Генеральский дом: городская опера»
18 апреля 2023

История проекта - победителя конкурса «Музей 4.0»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Подведены итоги VI цикла конкурса «Музей 4.0»
14 апреля 2023

Общий грантовый фонд поддержки проектов составит 50 515 733,69 рублей

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Результаты конкурса «Креативный музей»
07 апреля 2023

Конкурс направлен на развитие партнерств культурных институций с креативным бизнесом

#Музей без границ