Тема вовлечения заинтересованных сторон в процесс принятия решений вошла в активный обиход грантодающих и помогающих организаций в нынешнем тысячелетии вместе с терминами «соучастное проектирование», «партиципаторный грантмейкинг», «оценка потребностей», «оценка влияния», которые мы подробно рассматривали в нескольких материалах Центра развития филантропии.
За это время многие НКО выстроили системную работу с заинтересованными сторонами, которая позволяет регулярно собирать обратную связь, грамотно ее анализировать и учитывать для управленческих решений. Лидерам сектора удается сохранять баланс: оказывать востребованную поддержку, а не «причинять добро», и одновременно следовать своей миссии, не упрощая ее до уровня «оказания услуги» или «предоставления финансирования».
Но еще больше организаций в нашей стране либо используют обратную связь эпизодически, либо только задумываются над ее потенциальной полезностью для своего развития и усиления социальных эффектов от деятельности. Именно для них нам показалось своевременным систематизировать практические аспекты работы с обратной связью в очередном дайджесте Центра развития филантропии.
Автор дайджеста — Анастасия Ефимова — практик, активно развивающий систему работы с обратной связью в своей организации и у партнеров. Ее опыт (в том числе в рамках проекта, получившего грант Фонда Потанина) позволил дополнить дайджест актуальными кейсами и отзывами российских НКО.
Тем читателям, для кого обратная связь уже является неотъемлемой частью деятельности, дайджест, надеемся, поможет лучше учитывать влияние внешнего контекста. И расширить набор инструментов для сбора и анализа, чтобы они отвечали задачам НКО как «заказчика» обратной связи и одновременно были понятными, доступными, необременительными для тех, чье мнение важно получить.