Встреча объединила представителей московских театров, заинтересованных в изучении возможностей эндаумента как одного из ключевых инструментов устойчивого развития культуры.
Приветствуя участников, начальник Управления театров Департамента культуры города Москвы, декан продюсерского факультета Школы-студии МХАТ Александр Фокин признался, что долгое время считал целевые капиталы инструментом, мало применимым к театральной сфере. По его словам, театры живут в особом ритме: их деятельность подчинена сезонности и премьерам. Поэтому стратегическое планирование на десятилетия, привычное для музеев и университетов, может показаться недостижимым. Однако, участие в совместной образовательной программе Школы управления Сколково и Фонда Потанина «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала» позволило переосмыслить эту позицию: суть эндаумента — не столько в накоплении средств, сколько в формировании новой философии управления, в изменении организационной культуры, подходов к фандрайзингу и взаимодействию с партнерами. Такой подход, по мнению Александра, способен дать театрам не только финансовую гибкость, но и стратегическую устойчивость.
Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева отметила, что период пандемии продемонстрировал, насколько важны и полезны эндаументы для культурных организаций. Именно тогда стало очевидно, что целевой капитал — это не просто финансовый инструмент, а реальный механизм поддержки людей и сохранения устойчивости в нестабильных условиях. По ее словам, международный опыт музеев и театров показал, что средства эндаументов могут стать способом сохранения команды и помощи тем, кто временно остался без работы, не заменяя при этом государственное финансирование, а органично дополняя его и укрепляя институциональную устойчивость.
«Про эндаументы стоит думать не как о больших деньгах, а как о тех средствах, которые действительно нужны конкретной организации и помогают решать ее задачи. Речь не о замене государственного финансирования, а о поиске собственной ниши — той поддержки, которая важна здесь и сейчас. Это может быть помощь сотрудникам в кризисный период или, как в театральной и кинематографической сфере, поддержка тех, кто уже не выходит на сцену, но остается частью творческой команды», — подчеркнула Орачева.
Участие в интенсиве принимали представители организаций, чей опыт показывает, что эндаумент — не просто финансовый механизм, а инструмент, который помогает театрам и музеям выстраивать вокруг себя устойчивое сообщество. Исполнительный директор Фонда поддержки РАМТ Светлана Бурьянова рассказала, что эндаумент объединяет зрителей, артистов, выпускников и благотворителей, создавая культуру участия, где даже небольшие взносы становятся важной частью общего движения.
Кроме того, целевые капиталы помогают финансировать те уязвимые направления, на которые обычно не хватает средств: от дополнительного образования сотрудников и развития творческих инициатив до сохранения уникальных региональных традиций и ремесел. Так, директор Чувашского национального музея Ирина Меньшикова рассказала, как целевой капитал помог сохранить и развить направление чувашской вышивки – как важного элемента культурного наследия региона. Этот пример – подтверждение того, что для региональных музеев эндаументы становятся не просто инструментом устойчивости, а способом поддерживать локальную идентичность и сохранять значимые традиции.
Для театральных вузов и культурных школ эндаументы могут стать не только источником финансирования, но и частью воспитательного процесса, помогая молодым специалистам осознать ценность меценатства, ответственности и долгосрочного планирования. Однако, как подчеркнула эксперт по развитию НКО, основатель Charity Solutions Consulting Ирина Меньшенина, создание целевого капитала требует высокой организационной зрелости: прозрачного управления, юридической грамотности и вовлеченной команды, для которой фандрайзинг — не разовое действие, а естественная часть стратегии развития. Несмотря на то, что эндаумент – это работа на перспективу, он может быть важен не только для конкретного учреждения. Как отметил директор ГБУК г. Москвы «Московский государственный академический камерный хор», ранее занимавший должность генерального директора Красноярской краевой филармонии, Евгений Стодушный, устойчивость и развитие учреждений культуры влияют и на культуру региона в целом.