В Екатеринбурге состоялась Всероссийская лаборатория культурных проектов «Культуралика», объединившая ведущих экспертов и представителей креативных индустрий. Участники обсуждали современные тренды, инвестиции в культуру и ее влияние на экономику.
На панельной дискуссии «Культура потребления. Потребление культуры» говорили о том, как вложения в культуру могут стать драйвером экономического роста и развития регионов. Эксперты рассмотрели успешные кейсы взаимодействия бизнеса, власти и общества, а также формы поддержки, способствующие формированию современной культурной среды.
Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева:
Музеи и театры, мода, информационные технологии, гастрономия – все эти сферы сейчас становятся партнерами, дополняя друг друга. При определенных условиях креатив в музеях может развиваться очень активно и быть катализатором изменений, превращая локальные проекты в региональные бренды. Например, коломенская пастила или коломенский калач — уже не просто продукты, а часть культурного кода территории.
Оксана Орачева также привела в пример тульский музей «Ясная Поляна», где восстановили кулинарные рецепты Софьи Толстой, проект «Цветущий дворец», где в течение года флористы оформляли живыми цветами интерьеры Александровского дворца Царского Села и другие проекты, получившие поддержку Фонда в рамках конкурса «Креативный музей».
Президент БРИКС Центра Висенте Барриентос отметил, что даже в эпоху цифровизации традиционные форматы сохраняют свою значимость. Он подчеркнул, что в Бразилии, как и в России, театры и музеи остаются важными культурными центрами, однако культура должна выходить к людям через фестивали и коллаборации.
Заместитель генерального директора по коммуникациям АНО «Информационный центр атомной отрасли» Константин Михайлец отметил, что бизнес рассматривает культуру как инструмент для решения кадровых задач. По его словам, молодежь воспринимает информацию иначе, и такие проекты, как Science Drama или «Мозголом» помогают выстраивать диалог между наукой, культурой и молодым поколением, что необходимо для воспитания специалистов в креативных индустриях.
Главный редактор журнала «Наше наследие» и генеральный директор Аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров поделился наблюдением, что печатные издания переживают ренессанс. Он отметил, что люди устали от цифрового шума, а популярность их журнала, посвященного региональным историям, подтверждает важность глубины содержания и материального носителя.
Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин выразил философский взгляд на роль музеев, подчеркнув, что они связаны не только с прошлым, но и с будущим. Он отметил, что сохранение артефактов способствует формированию сложного, нестандартно мыслящего человека, без которого невозможны ни инновации, ни прогресс.
Модератором дискуссии выступил Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В галерее использованы снимки пресс-службы «Культуралики»