Назад

«Если сотрудники не знают, у кого какие зарплаты – в этом уже заложен риск коррупции»

Коррупция (лат. corrumpere – «растлевать», «подкупать», «портить») – злоупотребление положением в личных целях – может возникнуть в любой сфере. В некоммерческом секторе, несмотря на строгую отчетность, тоже есть такой риск. Разбираемся, как НКО может противостоять нарушениям

НКО получает много пожертвований наличными. Отследить движение этих средств и проверить их сумму невозможно – и здесь теоретически может возникнуть коррупция. 

Оказание помощи в избыточном размере (в том числе сотрудникам фонда); неправомерно большие зарплаты и представительские расходы; привлечение подрядчиков, когда присутствует конфликт интересов, и так далее.

Коррупция касается не только денег, но любых ресурсов. В случае НКО это может быть злоупотребление доступами, которыми обладают организации третьего сектора.

Если организация дает гранты, коррупция может проявиться в работе с заявками – у сотрудников, которые принимают заявки, или у экспертов, которые их рассматривают.

Слежу за тобой

– Любая недобросовестность берет начало из 1) физической возможности присвоить себе ресурсы, 2) непонимания рисков, связанных с репутацией, 3) отсутствия профессиональной этики, – говорит Юлия Богданова, старший менеджер группы корпоративной социальной ответственности Kept (ранее KPMG).

– Когда у сотрудников нет разделяемых этических принципов профессионального поведения и риск, что факт коррупции придадут огласке, минимальный – присвоить средства себе оказывается легче.

Чтобы бороться с этим, надо делать физически более сложным незаконное использование ресурсов и повышать репутационные риски для уличенных в этом. Для эффективности таких действий и разрабатывается антикоррупционная политика.

У зарубежных НКО антикоррупционная политика – распространенная практика, говорит Татьяна Задирако, исполнительный директор благотворительного фонда «Социальный навигатор». Например, в американских некоммерческих организациях, как правило, создается специальный документ. Он регламентирует различные аспекты работы и способствует повышению прозрачности НКО.

В нем же указано, куда можно жаловаться при обнаружении нарушений, прописана процедура увольнения уличенного в коррупции.

Кроме этого, в стране существует общественный контроль. Коммерческие и некоммерческие организации следят, как работает та или иная НКО, составляют черный список нарушителей – например, тех, кто больше средств тратит на себя, а не на благополучателей. Попавшие туда мгновенно теряют доверие благополучателей и доноров.

Доноры и благополучатели не читают отчеты

В России закона, который бы обязал НКО иметь антикоррупционную политику, нет.

Статья 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает принимать меры по предупреждению коррупции и содержит перечень таких мер, говорит Злата Лебедева, руководитель юридического департамента Philin Philgood.

Чтобы обезопасить своих сотрудников и не подрывать доверие доноров, НКО хорошо бы самостоятельно разработать антикоррупционную политику и закрепить в виде документа, но почти никто из организаций над этим не задумывается.

Причина в том, что требования к НКО в этой сфере непонятны для них самих, уверен Владимир Берхин, директор БФ «Предание». Образцов таких документов нет, и команды НКО не знают, как их делать.

У российских НКО просто нет мотивации и практического смысла менять ситуацию, разрабатывая антикоррупционную политику, так как нет интересантов в этом извне, считает Татьяна Задирако.

Доноров и благополучателей, если им нравится НКО, мало волнуют вопросы коррупции, они обычно даже не читают отчеты организаций. Грантодающие организации, к сожалению, тоже часто не уделяют этим документам должного внимания и не проверяют НКО на коррупцию.

– В основе работы сектора по-прежнему неформальные связи, даже там, где по идее должны работать формальные, – приводит еще одну причину Владимир Берхин. – Есть договоры, законы, правила, кодексы, но каждая организация определяется в этом мире сама – в зависимости от того, кто с кем работал, кто кому доверяет, кто с кем знаком. И эти соображения, как правило, гораздо важнее рейтингов и правил – так сложилось. А на установленные правила начинают ориентироваться, когда недостаточно неформальных.

Легче уволиться, чем поднимать шум

Решение о создании подобных документов должно созреть внутри организации, считает Татьяна Задирако. Для этого команде НКО надо быть готовой к такому шагу, у нее должны быть налажены все бизнес-процессы.

К сожалению, в российских НКО часто ситуация обстоит по-другому – у большинства очень маленький административный ресурс.

К тому же сектор недостаточно прозрачен, нет проверяющих органов внутри самих организаций – совет директоров или попечительский совет часто не выполняет такую функцию, хотя должен. Нет и секторального этического комитета.

– Если сотрудники видят коррупцию со стороны начальника и не хотят с этим мириться, им остается только уволиться, – говорит Юлия Богданова. – Нет органа, в который они могли бы без проблем обратиться. Можно собирать доказательства и жаловаться в прокуратуру, но это, во-первых, очень сложно, а во-вторых, люди просто боятся поднимать шум вокруг НКО. Общий уровень доверия к некоммерческому сектору в стране и так очень невысок, а подобный скандал может окончательно подорвать его и сделать ситуацию еще хуже.

Попечительский совет, аудит и ревизия – опора этичной НКО

Взвесьте свои силы – если у вашей НКО сейчас нет ресурса отдельно заниматься антикоррупционной политикой, разрабатывать ее, достаточно проверок, чтобы убедиться в том, что вы работаете этично и некоррупционно.

Для этого НКО стоит регулярно обращаться к следующим институтам:

  1. Попечительский совет. Возможно, он уже есть в организации, но важно понимать его задачу: именно члены попечительского совета должны следить за работой НКО – использованием средств, соблюдением законодательства и многим другим.
  1. Независимый аудит. Этот важный инструмент помогает повышать качество работы НКО, и его можно проводить каждый год всем некоммерческим организациям, а не только тем, кого это обязывает делать закон.
  1. Ревизионная комиссия или ревизор. Она необязательна ни для каких НКО. Но это также инструмент повышения доверия к НКО и создания ее имиджа открытой организации.

– Ни одна из этих институций не может решать вопросы этики и коррупции, это не ее прямые задачи, – объясняет Татьяна Задирако. – Но их работа способствует профессиональной, прозрачной и качественной работе НКО. Если вы заботитесь об этом и хотите увеличить уровень публичного присутствия своей организации, вам следует регулярно проходить все эти проверки.

Сотрудничество по закону, а не понятиям

Благотворительный фонд Владимира Потанина – один из немногих в секторе, кто целенаправленно занимается антикоррупционной политикой. Она закреплена в специальном документе.

– Мы осознаем ответственность, которую налагает на фонд статус крупной грантодающей организации, и ведем свою деятельность добросовестно и этично, для нас принципиально соблюдать законы, – говорит Дина Бийгишева, директор службы внутреннего контроля и управления рисками Благотворительного фонда Владимира Потанина.

– Об этих наших принципах через документ об антикоррупционной политике, на уровне понятных правил, мы рассказываем заявителям, грантополучателям, контрагентам. Таким образом все, с кем мы взаимодействуем, знакомятся с нашей политикой и принимают наши правила работы. Или не принимают, но тогда речи о сотрудничестве быть не может.

4 шага к документу об антикоррупционной политике

1. Важно, чтобы в создании документа участвовал весь коллектив: «Документ не будет работать сам по себе: он ценен, если понятен сотрудникам и поддерживается каждым из них. Так будет, если вся команда участвует в обсуждении документа», – делится опытом фонда Дина Бийгишева.

2. Документ должен давать простые ответы на сложные вопросы. Это может быть декларация на один лист: кто мы, что мы делаем, какие у нас ценности, что у нас принято, что не принято, какое у нас отношение к ресурсам.

«Например: наша организация – открытая система, все средства мы направляем на достижение нашей миссии; мы стараемся платить справедливые зарплаты и расследовать все случаи недобросовестного поведения – вы всегда можете анонимно поделиться своими подозрениями по такому-то адресу», – советует Юлия Богданова.

3. Необходимо определить, в каких направлениях может проявиться коррупция, и перечислить конкретные мероприятия по каждому из них. Например, если вы оказываете платные услуги, укажите, что вы не предлагаете их благополучателю как единственно возможный вариант, а всегда представляете несколько опций.

Если у сотрудников НКО тесное общение с благополучателями (например, из-за домашнего визитирования), обозначьте, что ограничиваете количество и стоимость получаемых от них подарков, говорит Юлия Богданова.

Допустим, презенты можно принимать только на 8 марта, Новый год, день рождения, и они должны быть не дороже 1000 рублей.

4. В документе обязательно должен быть пункт про финансовую открытость – где какие отчеты НКО можно посмотреть.

Обозначить максимальную помощь нереально

Один из самых волнующих НКО вопросов – как определить и обозначить в документе помощь в избыточном размере. Прежде всего стоит четко определить критерии благополучателей и закрепить эти критерии, например, в благотворительной программе, поясняет юрист Злата Лебедева из Philin Philgood.

А в политике можно прописать соблюдение внутренних документов или то, что критерии устанавливаются соответствующими внутренними документами, этого будет достаточно.

Обозначить же определенные количественные отсечки – какая помощь у вас максимальная, – просто невозможно, говорит Юлия Богданова. У НКО могут быть разные подопечные в разное время, и на некоторых из них (например, людей со СМА, онкологией) скорее всего понадобятся колоссальные суммы.

Нет смысла в документе, если информация о зарплатах закрыта

Важно убедиться, что ваша внутренняя политика достаточно открыта, и сотрудники организации смогут доверять документу:

– Руководство НКО должно показать, что само не совершает коррупционных правонарушений, чтобы убедить в этом своих сотрудников, – говорит Юлия Богданова. – Если люди внутри организации не знают, у кого какие зарплаты, то в этой закрытости уже заложены риски, в том числе коррупционные. Если НКО не готова менять ситуацию и говорить и писать об этом, то нет смысла составлять документ об антикоррупционной политике.

Напоминания и тренинги по этике

Документ должен войти в жизнь команды – для этого с ним нужно ознакомить всех сотрудников, при необходимости вносить правки и дополнения. Кроме того, стоит время от времени напоминать о нем – проводить тренинги, где будут разбираться его пункты и кейсы из практики.

За проведения тренингов организация может назначить ответственным сотрудника или группу сотрудников. Например, Фонд Потанина регулярно проводит тренинги по каждому пункту этического кодекса, в том числе антикоррупционной политики. 

Куда жаловаться

После подготовки документа НКО необходимо также определить, куда смогут обращаться сотрудники, если у них возникает вопрос, жалоба на кого-то или сомнение по поводу соответствия чьих-то действий антикоррупционной политике.

Организация может выпустить приказ о назначении подразделений/лиц, ответственных за профилактику и предупреждение коррупционных и иных правонарушений, основать этический комитет внутри организации – в него могут входить люди из совета директоров, из HR-отдела.

Другой вариант – обратиться к выделенной линии, той, которая не ассоциируется с НКО и принадлежит кому-то третьему. Например, агентство, предоставляющее такие услуги, фиксирует запросы от сотрудников и принимает необходимые меры. 

«Организация также может составить и включить в документ список ситуаций, о которых сотрудники обязаны сообщать руководству, – говорит Юлия Богданова. – Тогда все эти данные можно дублировать в должностных инструкциях и других релевантных документах организации».

Например, Фонд Потанина создал комиссию по этике внутри организации. Цель – сделать так, чтобы ни у кого из сотрудников не была страхов: что будет, если я обращусь в комитет? точно ли это нормально? Их обращения выслушиваются комитетом с должным уважением, и они получают ответ на свой запрос, рассказывает Дина Бийгишева.

Документ об антикоррупционной политике можно разместить на сайте НКО (например в разделе «О нас»), а можно оставить его только для внутреннего использования. В любом случае организация должна быть всегда готова отвечать на вопросы о своей антикоррупционной политике.


ИсточникМилосердие

Другие статьи

Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
25 сентября 2024
Агентство социальной информации
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
​Завершилась смена волонтерского лагеря Фонда Потанина
08 июля 2024
Официальный сайт Национального парка «Красноярские Cтолбы»
​Завершилась смена волонтерского лагеря Фонда Потанина
Опубликованы четыре выпуска подкаста в партнерстве с Фондом Потанина
02 июля 2024
Официальный сайт фонда целевого капитала «Истоки»
Опубликованы четыре выпуска подкаста в партнерстве с Фондом Потанина