Назад

Награда за бессмертие. В Гостином дворе в восьмой раз вручили премии The Art Newspaper Russia

По традиции награду – сделанную Сергеем Шеховцовым статуэтку в виде перекрещивающихся, будто стрелки часов, Биг-Бена и Спасской башни – вручают в пяти номинациях. В буклетах, которые раздали гостям, в обращении главного редактора Art Newspaper Russia Милены Орловой сказано: «Мы любим и ценим гораздо большее число людей и событий, чем можем поместить в наш список». На открытии церемонии награждения она предложила рассматривать премию не как жесткое соревнование, а как повод вспомнить все сделанное.

Текст материала

По традиции награду – сделанную Сергеем Шеховцовым статуэтку в виде перекрещивающихся, будто стрелки часов, Биг-Бена и Спасской башни – вручают в пяти номинациях. В буклетах, которые раздали гостям, в обращении главного редактора Art Newspaper Russia Милены Орловой сказано: «Мы любим и ценим гораздо большее число людей и событий, чем можем поместить в наш список». На открытии церемонии награждения она предложила рассматривать премию не как жесткое соревнование, а как повод вспомнить все сделанное.

Пять лауреатов – пять перформансов, где хореография, музыка и анимация, с одной стороны, рассказывают о победителях, с другой – объединены общей темой «Русский космос» (режиссерско-продюсерская группа церемонии – Алексей Агранович и Кирилл Преображенский, за сценографию отвечала Анна Наумова).

«За создание главы о «бумажной архитектуре» во всемирной истории искусств» в номинации «Книга года» наградили Юрия Аввакумова с изданной Музеем современного искусства «Гараж» антологией «Бумажная архитектура». Вручавший архитектору премию Павел Пепперштейн сообщил, что сам он книгой был загипнотизирован, пожелав и всем остальным провалиться «в этот бесконечный галлюциноз». Аввакумов, поднявшись на сцену, сказал, что чувствует себя как в первом классе, когда вызывают прочесть стихотворение Сергея Михалкова «Прививка». Посвященный антологии перформанс был самым лиричным за вечер: пока пели Леонид Федоров и Игорь Крутоголов, на сцене на фоне проекции, где архитектурная графика из книги перемежалась мультипликацией, силами ребят-перформеров огромное, кажется, крафтовое полотнище становилось то ландшафтом, то сводом-покровом, то свертком-коконом, то его разрывали, откликаясь на утопическую суть «бумажной архитектуры». Это «маргинальный жанр на полях большой архитектуры», говорил Аввакумов. Тем важнее, что в музее отлично изданную антологию сейчас готовят и для публикации на английском языке.

Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, получая награду в номинации «Реставрация года» («За кропотливую работу по возрождению уникальных предметов и прославление скромных героев реставрационного цеха», возвращающих к жизни государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы, ювелирные изделия из собрания Музеев Московского Кремля), благодарила своих коллег – самый молодой отдел музея.

В номинации «Личный вклад» в шорт-листе оказалось не три, а семь претендентов. Премию «За филантропическое постоянство в меняющемся мире» Михаил Пиотровский вручал бизнесмену Владимиру Потанину, вспоминая о постоянной помощи Потанина российскому искусству и музеям и, в частности, о том, что благодаря ему у музеев стали появляться эндаумент-фонды.

Пушкинский стал «Музеем года» – директор Марина Лошак получила статуэтку «За открытость новациям и современности, расширение границ влияния музея и новый подход к старому искусству». В 2019-м на Волхонке, помимо легендарной коллекции Щукиных, показали выставку «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа», дайджест собрания фонда Louis Vuitton, последние дни здесь открыта выставка Томаса Гейнсборо. Кроме того, идет работа над передачей ГМИИ особняка Сергея Щукина для создания там музея, а еще к Пушкинскому присоединили Государственный центр современного искусства (см. «НГ» от 30.12.19).

Последней вручали премию в одной из самых интригующих в этот раз номинаций «Выставка года». В шорт-лист не попала экспозиция «Щукин. Биография коллекции», но на победу претендовали и проект Третьяковки «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» (см. «НГ» от 09.09.19), уникальное многолетнее научное исследование, открывшее много неизвестного в истории авангарда и вообще в культуре первой трети XX века; и прошедший в Екатеринбурге основной проект V Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Бессмертие»; и исследовательский проект «Ткани Москвы» в Музее Москвы.

Наградили «Бессмертие». Куратор Жан-Юбер Мартен, вручая премию, говорил, что, возможно, бессмертие – самая амбициозная из утопий. И что благодаря глобализации, благодаря интеграции российского искусства в мировой контекст, благодаря приглашенному в Екатеринбург работать над «Бессмертием» китайскому куратору Шаоюй Вэн в искусство утопия вернулась. Сейчас Уральская биеннале – одно из самых заметных в России событий в области современного искусства, а в последние годы это и самая сильная на территории страны биеннале. «Бессмертие» было очень четко выстроенным, сильным кураторским высказыванием о разных вопросах (см. «НГ» от 16.09.19). В том числе о возможности (или невозможности) цифровой вечной жизни, но не только об этом: о войне и ядерных испытаниях, об эскапизме, о сохранении памяти, культурной и личной, в самых разных видах. Забирая статуэтку, комиссар биеннале Алиса Прудникова напомнила, что целью отметившей 10-летие биеннале всегда было в том числе налаживание диалога с мировым сообществом. И одним из способов налаживания такого диалога была и остается уральская индустриальность, в диалоге с которой все эти годы работает биеннале.

Нынешняя церемония награждения лауреатов началась с темы утопии и ею завершилась, но к реальности гостей вернуло видеообращение Шаоюй Вэн. Она собиралась прилететь из Нью-Йорка, где давно работает в Музее Гуггенхайма, но российские власти из-за коронавируса запретили въезд в страну гражданам КНР. 

Другие статьи

Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
31 января 2025
Агентство социальной информации
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
Культура благотворительности
14 октября 2024
The Art Newspaper Russia
Культура благотворительности