Назад

В Российском этнографическом музее проекту «Культура движения» дали новый виток

Музей запустил цикл авторских медиаций – многосторонних диалогов – на выставке о спорте, традициях и образе жизни

Выставка «Культура движения. Выставка о спорте, традициях и образе жизни» – один из важнейших продуктов масштабного проекта на стыке спорта и культуры «Культура движения», реализуемого Российским этнографическим музеем (РЭМ) при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина в рамках программы «Сила спорта».

Проект нацелен на популяризацию здорового и активного образа жизни, массового спорта и культурного наследия народов России. Он направлен на выявление связей между современной физической культурой и народными традициями, историческим опытом.

В основе лежит полевое антропологическое исследование современных двигательных практик в Петербурге, Дагестане и Республике Коми. Проект включает мероприятия разной направленности, которые позволяют обращаться к детям и взрослым, профессионалам в области культуры, науки и широкой аудитории.

Диалог с помощью экспонатов

Цель программ медиации – через наблюдение, дискуссию и взаимодействие поговорить о том, что для людей может быть важно здесь и сейчас, дать возможность поделиться опытом и сделать свои выводы.

«Медиация – это разговор на актуальные темы в музейном пространстве, обсуждение вопросов, которые прежде всего интересны и беспокоят пришедших. Этот формат помогает найти ответы, новые решения, и экспонаты в этом поиске выступают помощниками», – рассказала заведующий отделом музейной педагогики Российского этнографического музея Ксения Шолкина.

Она добавила, что медиация – это не экскурсия, и задача медиатора в первую очередь заключается не в том, чтобы затронуть волнующие людей смыслы и дать возможность им высказаться, выразить себя. То есть медиация – это в том числе встреча с самим собой с помощью выставочного пространства.

Важный дебют

Программа Школы музейной медиации, обучение в которой прошли музейные медиаторы, была разработана Ассоциацией менеджеров культуры и реализована на базе Российского этнографического музея в очном и цифровом форматах. Обучение кандидатов на роль медиаторов проходило на лекциях и тренингах, занятиях по созданию авторских маршрутов, экспертных консультациях. В финале ученики сдавали очный экзамен и получали соответствующие сертификаты.

«Впервые в нашем музее реализована такая форма работы с посетителями – авторские медиации. Обучение медиаторов в специальной школе и подготовка специальных авторских программ. Проект на самом деле уникальный. Для нас это дебют и конечно, очень важный опыт», – рассказала Ксения Шолкина.

Она отметила, что медиаторами стали самые разные люди, объединенные искренней заинтересованностью тематикой Российского этнографического музея и содержанием выставки. Их задача – настроить участников на диалог вокруг ее замысла, поддержать желание поделиться впечатлениями, наблюдениями, переживаниями, мыслями, возникающими во время музейной медиации.

Участники программ освоили фактический материал и базовые концепты выставки, получили новые и усовершенствовали прежние компетенции в областях методологических основ музейной медиации, психологической культуры и компетентности музейного медиатора, сторителлинга и культуры речи. В медиациях, представленных по окончании курса, движение рассматривается с самых разных ракурсов, например как источник эмоций, как средство общения, как инструмент самопознания и личностного роста.

Терапевтический эффект

Медиации посвящены различным аспектам осмысления роли движения в жизни человека. Например, программа «Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обгоню» Анастасии Клименковой раскрывает мотивацию и препятствия человека к движению. Программа «Автоэтнография спорта: медиация на тему антропологии движения» Зинаиды Головенко рассказывает, как автоэтнография возникает в жизни любого человека, а не только этнографа или антрополога, как она помогает разобраться в себе и даже приносит терапевтический эффект.

«Терапевтический эффект действительно налицо. Он достигается за счет возможности поделиться своим опытом и переживаниями в доверительной, дружеской атмосфере. Люди делятся, получают отклик, что в итоге приводит к исключительно положительным эмоциям», – рассказала Ксения Шолкина.

Она добавила, что посетители уже отзываются о медиациях как об очень необычном и ярком опыте, приведшем к неожиданным и позитивным чувствам. Поскольку именно в этом и была цель новой программы, можно считать ее успешной и ожидать новых предложения от музея.

Подробнее ознакомиться с расписанием и программами медиаций можно на сайте Российского этнографического музея.


ИсточникСетевое издание spbdnevnik.ru

Другие статьи

Культура благотворительности
14 октября 2024
The Art Newspaper Russia
Культура благотворительности
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
25 сентября 2024
Агентство социальной информации
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты