Во всем мире, в том числе и в России, наблюдается живой интерес к деятельности грантодающих организаций, а также к их отношениям с грантополучателями и партнерами в некоммерческом секторе. НКО все активнее заявляют о себе – они хотят, чтобы их голос учитывался при дизайне грантовых программ, а распределение средств было более прозрачным и справедливым. И это неудивительно, ведь роль некоммерческих организаций в выявлении социальных проблем и преодолении «последней мили» до конечного благополучателя сегодня действительно сложно переоценить. Особенно ярко это проявилось в связи с пандемией, поскольку именно НКО, часто небольшие и локальные, оказались на передовой и в очередной раз проявили способность мобилизоваться, объединять вокруг себя общественные ресурсы и оказывать необходимую поддержку здесь и сейчас.
Несомненно, НКО обладают бесценной экспертизой и опытом. Но насколько возможно их полноправное партнерство с грантодающими организациями? До какой степени грантодатели могут позволить себе быть открытыми? И каким образом такое открытое партнерство может быть реализовано на практике?
В поиске ответов на эти вопросы была проанализирована деятельность 28 зарубежных донорских организаций (из предварительно отобранных 234 известных и крупных грантодающих фондов). В итоговый обзор вошло подробное описание 7 фондов: Barr Foundation (США), The National Lottery Community Fund (Великобритания), Bill and Melinda Gates Foundation (США), The Blandin Foundation (США), Laudes Foundation (C&A Foundation, Швейцария), The Robert Bosch Stiftung (Германия) и The William and Flora Hewlett Foundation (США).
Взаимодействие фондов со своими грантополучателями и партнерами представлено в рамках обзора в виде кратких кейсов, которые имеют единую структуру, позволяющую сравнивать их друг с другом. В них дана информация о миссии фонда, его ценностях и руководящих принципах. Кроме того, в каждом кейсе можно ознакомиться с документами, регламентирующими предоставление поддержки и описывающими правила коммуникации с грантополучателями и партнерами, а также изучить форматы получения и использования от них обратной связи.
Одной из базовых практик, которая интегрирована в работу всех этих фондов, является регулярное получение детальной обратной связи от грантополучателей. Для ее реализации могут использоваться различные инструменты, в частности, известный в Европе и США Grantee Perception Report. GPR – это универсальная методика, разработанная американской некоммерческой организацией и позволяющая исследовать то, как выглядят доноры в глазах НКО. Например, насколько прозрачным они считают процесс отбора или как влияет грант на развитие организаций грантополучателей? Результаты таких опросов нередко публикуются в открытом доступе и сопровождаются конструктивной обратной реакцией топ-менеджмента фондов, а иногда и списком конкретных мер по улучшению текущих процедур.
Разумеется, коммуникации с грантополучателями не ограничиваются обратной связью. Это сложный и динамичный процесс, нацеленный на понятное и удобное взаимодействие сторон в рамках всех грантовых процедур. Даже по завершении проектов, когда НКО становятся частью сообщества «выпускников». Или, например, еще до их участия в конкурсе, когда некоторые из фондов вступают в активное взаимодействие с заявителями и помогают дорабатывать проектную идею до уровня полноценной заявки на грант. Да, большинство процессов четко регламентировано и формализовано, но это скорее является преимуществом, чем недостатком, поскольку все заинтересованные стороны изначально обладают всей необходимой информацией. У некоторых из фондов, вошедших в обзор, имеются регламенты, устанавливающие их «коммуникационные обязательства» по отношению ко всем заинтересованным сторонам, в частности сроки реагирования на разные типы поступающих запросов.
Пожалуй, самый главный вывод, к которому мы пришли в результате исследования, это наличие прочной взаимосвязи между декларируемыми ценностями грантодающих фондов и их реальными практиками. Не секрет, что миссия и ценности зачастую воспринимаются как теория, оторванная от реальности. Но именно они определяют, по каким конкретным принципам будет осуществляться деятельность и насколько донор будет прозрачен в своих намерениях и процедурах. Очень важно, что здесь мы видим прямую взаимосвязь между теорией и практикой.
Говоря о стремлении к открытому партнерству, нельзя забывать, что оно необходимо не только грантополучателям, но и самим донорам. Казалось бы, доноры обладают значительными ресурсами и вполне имеют право самостоятельно определять, каким образом осуществлять распределение средств. Но одними только деньгами нельзя изменить мир к лучшему – искоренить насилие и несправедливость или, скажем, улучшить экологию. Для этого необходимы взвешенные решения тех, кто профессионально погружен в ту или иную проблематику и обладает соответствующей экспертизой. И именно полноправное партнерство донорских организаций и грантополучателей и объединение их усилий и опыта способны трансформировать деньги в доступное и устойчивое общественное благо.
Обзор «Анализ деятельности грантодающих фондов: взаимодействие с партнерами и грантополучателями» подготовлен по итогам исследования, которое проводилось агентством «Стратегические коммуникации» по заказу Фонда Потанина в ноябре-декабре 2020 года.