Фото: iStock.com
Любой кризис — это не только связанные с ним трудности и необходимость быстро меняться. Это часто и некая поворотная точка, возможность определить пути будущего развития.
Чтобы оказать информационную поддержку НКО в послекризисную эпоху, мы провели масштабное исследование тенденций развития благотворительности. Оно основано на 26 публикациях, вышедших с 2015-го по 2019 год. Мы проанализировали мнения международных экспертов и представителей НКО о факторах, влияющих на развитие некоммерческого сектора. В результате нам удалось выделить свыше 70 характеристик филантропии будущего.
Для наглядности мы сформулировали 11 основных тенденций, на которые следует ориентироваться представителям НКО, чтобы соответствовать меняющимся ожиданиям доноров, благополучателей и всех, кто так или иначе связан с благотворительностью.
11 тенденций развития НКО
- Прозрачность. Благотворительные организации стремятся к открытым и последовательным контактам с общественностью. Они раскрывают данные, в том числе о том, как расходуются пожертвования и гранты. Традиционные представления о прозрачности (размещение отчетности на сайте, информация в социальных сетях) дополняются и переосмысляются: все большее значение приобретает доверительный диалог с заинтересованными сторонами.
- Взаимодействие. Доноры и НКО будут объединяться на всех уровнях для достижения социально значимых целей. Об этом говорится в 81% публикаций. Увеличится взаимодействие с государством: если подтвердится эффективность того или иного решения, оно станет его использовать. Возрастет число частно-государственных партнерств и объединений фондов для привлечения средств и контроля за их целевым распределением на местах. Взаимодействие с донорами будет развиваться с использованием разнообразных партнерских моделей.
- Влияние. 62% экспертов отмечают, что филантропия будет ориентироваться на решение комплексных проблем, достижение положительных социальных изменений и повышение эффективности в долгосрочной перспективе. В связи с этим растет значение обратной связи и отчетности. Ожидается плавный переход от поддержки конкретных проектов к поддержке организаций для укрепления их устойчивости, особенно в кризисы.
- Стратегическая филантропия. Доноры и НКО будут фокусироваться на конкретной сфере. Это позволит добиться как реальных изменений, так и их количественных измерений. Для бизнес-партнеров переход к стратегической филантропии приведет к большей эффективности пожертвований без ущерба для интересов акционеров.
- Венчурная филантропия. Венчурная филантропия и социальные инвестиции отвечают на рост потребности НКО в поддержке и гибком финансировании, они нацелены на долгосрочное сотрудничество с высокой степенью вовлеченности инвестора, включая профессиональную экспертизу в различных областях. Такая модель будет особенно привлекательна для состоятельных доноров-миллениалов.
- Доказательная филантропия. В основе действий доноров и НКО будут лежать не эмоции и личный опыт, а анализ данных и измеримые результаты. Этому способствуют современные технологии и возрастающее влияние доноров. Реактивные пожертвования, возникающие в ответ на конкретную проблему, перерастут в проактивную благотворительность, направленную на достижение устойчивого социального эффекта в долгосрочной перспективе. Об этом упоминается в 54% публикаций.
- Донор-центрированная филантропия. Центральной фигурой в благотворительности станет жертвователь. Его будут все больше привлекать небольшие, гибкие местные благотворительные организации, способные отчитаться за полученные средства и достигнутый результат. Современное поколение, которое руководствуется больше моральными, чем материальными ценностями, будет требовать большей вовлеченности и эффективности. Развитие технологий и донор-центрированной филантропии приведет к росту популярности краудфандинговых платформ и именных фондов (donor-advised funds).
- Местная филантропия. Возрастает доверие к локальным благотворительным инициативам. Местная филантропия рассматривается как инструмент вовлечения гражданского общества и коллективного инвестирования в небольшие социальные проекты.
- Технологический контекст. Информационные технологии меняют характер взаимодействия благотворительных организаций с донорами, повышают прозрачность, помогая привлекать больше участников. Этот тренд отмечается в 65% публикаций.
- Поколенческий контекст. Смена поколений ведет к переменам в благотворительности: миллениалы оценивают филантропию с точки зрения инклюзии, глобальных и социальных изменений. Новое поколение уже изменило представления о сотрудниках, волонтерах, донорах и попечителях. Более осознанные, миллениалы ощущают персональную социальную ответственность — филантропия становится для них образом жизни.
- Правовой контекст. Появилась тенденция к формированию мирового рынка филантропии: интеграция в европейское сообщество, преодоление барьеров для максимальной отдачи от пожертвований частных доноров и фондов. Многие благотворительные организации участвуют в совершенствовании национального законодательства, чтобы добиться усиления международного взаимодействия.
Познакомиться с полным текстом прогноза можно в
нашей библиотеке.