В начале октября я побывала сразу на нескольких мероприятиях в Иркутске. Коллеги из Иркутского государственного университета пригласили меня принять участие в круглом столе по вопросам развития магистратуры в России и за рубежом. Мероприятие прошло 9 октября в рамках международного симпозиума «Динамические системы, оптимальное управление и математическое моделирование».
Меня заинтересовало, что в рамках, казалось бы, сугубо научного мероприятия, посвященного глубоко теоретическим вопросам высшей математики, пройдёт обсуждение с очень практическим фокусом – на магистерском образовании и путях его развития.
Следующим моментом, который удивил и, безусловно, обрадовал, стало то, что инициаторами этого круглого стола выступили два грантополучателя Фонда из разных концов страны – Иркутска и Ростова-на-Дону. Александр Валерьевич Аргучинцев из ИГУ и Константин Аркадьевич Надолин из ЮФУ познакомились на конференции по магистратуре, прошедшей в апреле этого года в питерском Университете ИТМО. Они оба были приглашены туда как победители грантового конкурса для преподавателей магистратуры. Одна из главных целей проведения нашей ежегодной конференции – предоставление площадки для обмена мнением, опытом и лучшими практикам наших грантополучателей, создание возможности для их профессионального знакомства и нетворкинга. Именно в процессе представления своих проектов сообществу, коллеги познакомились и решили продолжить свое профессиональное сотрудничество, поскольку оба – математики и стремятся развивать магистерское образование по своему направлению. По этой причине Константин Аркадьевич проделал неблизкий путь, перелетев практически через всю страну, чтобы не только принять участие в симпозиуме, но и обсудить актуальные проблемы, типичные для российской магистратуры.
И вот 9 октября мы все собрались в одной из аудиторий прекрасного исторического здания ИГУ. Александр и Константин выступили со-модераторами дискуссии, отправной точкой которой стало обсуждение разных типов современной российской магистратуры. Это стало еще одной отсылкой к конференции в ИТМО, поскольку именно там была представлена данная типология. Коллеги-со-модераторы представили свои проекты-победители грантового конкурса и кратко рассказали о ходе их реализации. Были также представлены интересные кейсы междисциплинарных магистерских программ, международных программ двойных дипломов, реализованные в обоих вузах.
Аудитория достаточно живо откликнулась на предложенную проблематику. Профессора из Белоруссии и Колумбии, присутствовавшие на обсуждении, рассказали о состоянии дел в магистратуре в своих странах. Некоторые темы, в частности вопрос преемственности и взаимодействия между магистратурой и аспирантурой, вызвал неподдельный интерес аудитории, местами переходивший в достаточно острую полемику.
Рассказ об уже реализованных и актуальных программах, в том числе поддержанных фондом, был бы не полон без выступлений выпускников этих программ. Было интересно услышать от вчерашних студентов об их опыте обучения на междисциплинарных программах и участия в международных обменах, рефлексию о том, что было важным и ценным в этом опыте, что помогло им затем реализоваться в профессиональном плане.
Однако замечательно, что и завтрашним студентам-магистрантам также дали слово. Ребята смогли выступить и рассказать о своих ожиданиях от обучения в магистратуре. А руководители и разработчики магистерских программ смогли в ответ показать, как их программы отвечают на эти вызовы и вопросы. В итоге получился настоящий, неформальный, дружеский диалог между разными поколениями тех, кто развивает и будет развивать математическую науку в России.
На мой взгляд, именно таким и должно быть успешное обсуждение вопросов образования – информативным, полемичным, экспертным, практически ориентированным, демократичным, учитывающим мнение всех заинтересованных сторон.
Осмысляя прошедшее мероприятие, я для себя сделала три основных наблюдения. Во-первых, конференция по магистратуре снова доказала свою эффективность – площадка задает сильный импульс для профессионального и академического нетворкинга. Во-вторых, содержание и формат конференции оказались действительно релевантными и актуальными для преподавательской аудитории, поскольку спустя время продолжают давать пищу для размышления. В-третьих, в рамках нашего грантового конкурса поддерживаются действительно "продвинутые" проекты, победители которых стремятся не только быть в тренде, но и задавать эти тренды самим, создавая по-настоящему междисциплинарные, международные, партнерские образовательные продукты.