В сентябре в Москве, на площадке агентства «Россия сегодня», состоялся международный форум «Диалог лидеров поколений», одно из ключевых событий в сфере коммуникаций в России. К участию в панельной дискуссии, посвященной вопросам международной репутации, был приглашен и Фонд Потанина, – программный комитет форума решил обратиться к нашей экспертизе и технологиям работы, отметив сразу несколько международных инициатив Фонда как примеры лидерских проектов.
Моими коллегами по секции оказались: Анна Зеленцова (Минфин России), Мария Рыбакова (Объединенные машиностроительные заводы), Андрей Брагинский (Московская биржа) и – гуру общественных связей – Френсис Ингхам (Public Relations and Communications Association (PRCA), крупнейшая глобальная индустриальная организация). Вел разговор Петр Лидов-Петровский.
Организаторы поставили перед нами задачу поделиться инсайтами и реально работающими технологиями формирования международной репутации. Было интересно посмотреть, как проявляется репутация с различных точек зрения – корпоративной, маркетинговой, общественной и международной. Затронули и вызовы, с которыми сталкивается корпоративный мир, ведя бизнес за рубежом, а также трудности, которые возникают в аспекте мультикультурной коммуникации, конфликтующих установок и разных этических стандартов компаний. Стоит отметить, что инструменты укрепления бренда, предъявленные как инновационные представителями и бизнеса, и государства, основываются на механизмах, хорошо знакомых и широко используемых в некоммерческом секторе.
Предложу свое объяснение этому феномену. В здоровом социуме растет не только экономика, но и индекс «полезных дел». На примере энергично развивающейся российской филантропии мы видим, как она стремится стать все более значимым элементом социального ландшафта. Прошло всего 25 лет с момента, когда Россия открыла экономику для частного предпринимательства, и за это время благотворительность сумела не только сменить статус от получателя помощи до активного участника мировой повестки, но и приблизиться по объему филантропического рынка к странам с развитой экономикой, где этот сектор развивался в гораздо более благоприятных условиях на протяжении веков.
Для иллюстрации приведу пару фактов. Сегодня владельцы капиталов в России направляют 400 млрд рублей на решение социальных и экономических задач. С не меньшими скоростями развивается и массовая благотворительность: за пять лет объем рынка онлайн-пожертвований вырос в пять раз, и сегодня он превышает 350 млн рублей. Согласитесь, что все это составляет довольно прочный фундамент.
Но что ценнее, так это сценарий доверия, который создают филантропические проекты. Для некоммерческих организаций репутация, неразрывно связанная с понятием доверия, – главный стратегический ресурс, это не продукт, а достижение, которое возможно лишь в условиях последовательного следования своей миссии, искренности намерений и способности к развитию. Так, одним из приоритетных принципов нашей работы является партнерство, которое исключает навязывание собственной повестки, а создает условия для уважительного общения и поиска объединяющих тем. Благодаря этому мы вместе с нашими партнерами смогли реализовать ряд ярких инициатив, среди которых сотрудничество с Центром Помпиду, программа повышения квалификации для руководителей «Социальные финансы» в бизнес-школе им. Саида Оксфордского университета и проект NEMOSKVA.
В условиях современного мира и эры пост-правды (или «недоверительного времени», как писала Ольга Алексеева) принципы партнерства и открытости выходят на первый план и определяют конечный результат. Концепция осознанного лидерства, взятая за образец некоммерческим сектором, оправдывает себя и приносит существенные результаты, превращая фонды и НКО в сталкеров, помогающих установить коммуникацию и на международном уровне.
Тенденции глобальных коммуникаций, за которыми видит будущее PRCA, к примеру, сводятся к тому же – сотрудничество (понимание важности партнерства), смелость (осознание сложности проблем и их внутренней взаимосвязи), ориентированность на сообщество, искренность (готовность открыто обсуждать достоинства и недостатки), творчество (готовность менять подходы в случае необходимости). Все это в разной степени присутствует в ежедневной работе НКО, и, если наш опыт востребован бизнесом, мы всегда готовы им делиться. И, конечно, же учиться у других!