Итоговая сессия конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего» была посвящена поиску точек роста российской магистратуры. Ее участники обсудили несколько ключевых направлений для развития сектора, которые выявились в рамках трехдневных дискуссий.
Новое содержание магистерских программ
В целом по итогам конференции сложилось ощущение, что в России после 10-15 лет, прошедших с начала массового перехода на двухуровневую систему высшего образования, магистратура стала вполне осознанной и реальной, отметила модератор сессии, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Ирина Аржанова. Уже есть успешные кейсы и опыт, которым можно гордиться и продвигать, в том числе на международном уровне.
Но одновременно остается открытым вопрос о том, насколько велик процент таких эффективных, интересных, уникальных программ по отношению ко всей российской высшей школе.
Начальник Департамента по образовательной деятельности Университета ИТМО Алия Багаутдинова отметила два противоположных тренда: развитие магистерских программ на стыке разных областей, причем не одной-двух, а гораздо большего числа, и дробление программ под конкретную задачу или запрос, который диктует рынок. По мнению эксперта, будущее за модульным построением, в котором соединяется междисциплинарность, фундаментальные знания и практика.
Цифровизация магистратуры со всех точек зрения (содержание программ, их доставка студентам, управление образовательным процессом) – еще одна важная задача. В разработке магистерских курсов необходимо также учитывать мнение работодателей, чтобы магистранты были вовлечены в реальные проекты и понимали, зачем они тратят силы и время на данный, уже не первый, этап обучения.
Все это касается, в том числе, и программ, связанных с чисто научными областями – математикой, физикой, географией и т.д., которые по умолчанию воспринимаются как часть академического трека.
«Основой жизнеспособности любой программы становится ее внутренняя трансформация, которая ориентируется на запросы общества и потребителей», - отметила Алия Багаутдинова.
В условиях, когда любую информацию можно найти в интернете, университет как просто транслятор знаний теряет свою актуальность. Принципиальным становится вопрос о том, какие уникальные и востребованные компетенции он может дать, добавил директор департамента магистратуры ИТМО Сергей Колюбин.
Магистратура – это люди
На конференции говорилось о том, что главное в магистратуре – это люди. Крупные российские университеты обладают достаточными ресурсами, чтобы привлекать лучших преподавателей со всего мира. Но у других вузов таких возможностей нет. Так неужели магистратура – это удел сильных, и она должна быть только у тех, кто способен обеспечить высокое качество программ?
Эта тема очень чувствительна для регионов, отметили участники дискуссии. По мнению Сергея Колюбина, некоторый перекос в сторону ведущих университетов неизбежен. Но это не значит, что все лучшие кадры сосредоточатся в Москве и Санкт-Петербурге. Сильные вузы с уникальными практиками и преподавателями, которые могут формировать вокруг себя интересную, плодотворную среду, есть и в других городах России. Это подтверждают результаты Стипендиальной программы Владимира Потанина.
Вместе с тем, ведущие вузы должны чувствовать свою социальную ответственность и выступать локомотивом развития менее крупных региональных коллег, в частности, за счет сетевых программ, считает эксперт. Однако здесь нужно внимательно оценивать возможности реализации и востребованность конкретной программы в регионах, отметила Ирина Аржанова.
По ее словам, в этой области спектр работы очень большой. Речь не только о прямом переносе программ, но и о методическом содействии, о помощи в повышении квалификации и продвижении новых идей.
Экосистема вуза как обязательный фактор создания и развития успешных магистерских программ
Вопрос о формировании экосистемы вуза, как внутренней, так и внешней, стал одним из ключевых на конференции. Создание вокруг университета комфортной и эффективной среды, налаживание академических партнерств и связей с индустрией – это принципиально для успешного развития, уверен декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Антон Гопка.
Люди подходят к выбору магистратуры очень осознанно, пояснил эксперт. Они понимают, что время – ресурс ограниченный, и хотят знать, на что именно его потратят, какой опыт в итоге получат. Возможность реализовать конкретные проекты с реальными компаниями является одним из важнейших факторов при выборе программы.
Узнаваемость магистратуры и ее продвижение
Российские вузы должны уделять больше внимания популяризации своих магистерских программ, считают эксперты. Другой вопрос, где именно ставить акценты. Что скорее привлечет студентов – бренд университета, фамилия преподавателя, наличие совместных программ с международными партнерами или работодателями?
Безусловно, все эти факторы оказывают положительное влияние, но лучшая реклама – истории успеха выпускников, считает Сергей Колюбин. Он также обратил внимание на различные рейтинги вузов. Несмотря на критику, достаточно часто они объективны. И если вуз находится в ТОП-100 мира или хотя бы области, наверное, в него имеет смысл поступать.
Алия Багаутдинова посоветовала выбирать вуз, который дает больше всего возможностей для самореализации и индивидуальные траектории развития. Тогда у студента будет возможность участвовать и в международном обмене, и выбирать дисциплины, которые ему нужны, и дополнять свою образовательную программу.
Магистратура формирует будущее
Пословица «век живи – век учись» крайней актуальна именно для нашего времени, констатировали участники сессии. Нужно постоянно изменяться и развиваться, чтобы просто не отстать: это относится и к технологиям, и к содержанию, и к компетенциям, и ко многому другому. Сергей Колюбин признался, что специально подмешивает элемент неопределенности в организацию магистерских программ, потому что будущее непредсказуемо, и студентов надо к этому готовить. Магистратура формирует будущее как минимум потому, что через нее проходит большое количество молодых людей, которым предстоит это самое будущее создавать, заключила Ирина Аржанова.