В марте 2019 года Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева провела серию семинаров в Высшей школе бизнеса МГУ в рамках курса «Корпоративная социальная ответственность». Участники курса — более 120 студентов из России, стран СНГ, Германии, Франции и Финляндии. Семинары были посвящены институту частных благотворительных фондов, поскольку курс предполагает общее знакомство студентов с разными механизмами и формами решения социальных проблем помимо КСО. Среди прочего была задача показать слушателям принципиальную разницу между корпоративной социальной ответственностью и частной благотворительностью.
Аудитория представляла собой определенный срез современного поколения — рожденные в нулевых, умные, образованные, со знанием языков. Через 10–20 лет именно они будут влиять на повестку дня и принимать важные решения в самых разных сферах деятельности. Тем интереснее было понять, что они знают о филантропии и частных фондах. Не претендуя на социологически обоснованные выводы, хотелось бы поделиться рядом интересных наблюдений.
Все, конечно, слышали про различные рейтинги состоятельных людей. На этом, пожалуй, все. Институт частной благотворительности — это новая и непонятная территория для современных молодых людей. На слуху
На вопрос, кто считает себя филантропом в самом широком смысле, ответом была тишина. Это понятно, поскольку пожертвования в благотворительные фонды осуществляли только
Определенно, знакомство с типологией частных фондов, их организацией, принципами работы и непосредственной деятельностью, о чем рассказала Оксана Орачева, — важный сдвиг в понимании устройства некоммерческого сектора и общества в целом. И определенно, этого недостаточно. С одной стороны, необходимо формировать у современного поколения активную гражданскую позицию. Оно должно иметь инструментарий для реализации своих филантропических амбиций, какие бы они ни были по масштабу. И главное — участники должны видеть результат и осознавать, что могут реально повлиять на ту или иную социальную проблему. Роль некоммерческих организаций представляется здесь одной из ключевых. Именно они обладают бесценным практическим знанием, где и какая поддержка действительно нужна. С другой стороны, филантропическая, благотворительная тематика должна быть представлена на всех уровнях образовательной системы, с тем чтобы к моменту выхода во взрослую жизнь у вчерашних студентов была сформирована информированная позиция о своей роли и участии в жизни общества.