«Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца ХIХ – начала ХХ века в собраниях музеев России». М.: Программа «Первая публикация», 2013. 484 с., ил.
Эта книга, изданная в рамках Программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина, соединила в одном издании комплекс значительных произведений в «стиле Галле» из собраний российских музеев.
Книга состоит из трех частей: текстовой (статьи с иллюстрациями), альбома с избранными, самыми ценными в художественном отношении экспонатами музеев и небольшими историями о них и справочного раздела: информация обо всех произведениях интересующего периода с небольшими изображениями и каталожными данными, расположенные по музейным коллекциям; словарь терминов, указатель клейм, список иллюстраций в статьях.
Для публикации отбирались предметы – с 1889 года, когда появилась первая «ваза Галле» и до 1917 года, когда фабрика Галле окончательно утратила ведущие позиции в производстве стекла. Книга впервые объединяет произведения цветного многослойного стекла, выполненного в технике «камео» и хранящихся в центральных российских музеях. Эта первая публикация интересна как для читателей, впервые сталкивающихся с феноменом Галле, так и для искушенных знатоков – коллекционеров, историков искусства, музейных хранителей. Предполагается краткий пересказ текстов книги перевести на английский язык.
Справочная информация:
Эмиль Галле (1846–1904) – один из художников, которые создали стиль модерн. Натуралист, философ, керамист, мебельщик, но в первую очередь мастер художественного стекла, он всю жизнь непрерывно экспериментировал в области стеклоделия. В 1889 году на всемирной выставке Галле впервые представил свои вазы из многослойного цветного стекла с резьбой и травлением (т.н. «камееобразного стекла», или «камео-гляс»), которые быстро завоевали самую широкую популярность. Их сложные цветовые переливы и оплетающий поверхность флоральный декор оказались как нельзя более созвучны эпохе с ее тягой к изысканным органическим формам. Соединение технологических инноваций с образностью символизма сделало имя Галле нарицательным, а моду на вазы Галле повсеместной.
Стекло «в стиле Галле» получило распространение во всех странах, практически во всех слоях общества. Без цветных ваз с рельефным узором не мыслился ни один интерьер, не только жилой, но даже и официальный. Такая мода вызвала к жизни множество последователей и подражателей техники Галле. Фабрики по всей Европе подхватили новую технологию и стали делать своё «стекло Галле», более или менее сообразуясь с первоисточником. Больше всего таких фирм было во Франции и конкретно в Нанси, где всю жизнь работал Галле. Сам мастер до своей смерти в 1904 продолжал выпускать вещи эксклюзивными тиражами, однако на его фабрике параллельно существовало и более массовое, тиражное производство.
В России стекло Галле начало свой путь с дворцовых интерьеров, куда эксклюзивные вазы попадали в качестве дипломатических даров императорской семье. Вскоре стекло по технологии и, можно даже сказать, по лицензии Галле начало производиться на императорском стеклянном заводе и на частном заводе Нечаева-Мальцова в Гусь-Хрустальном. Новация французского мастера была творчески осмыслена, и «русский Галле» приобрёл свою узнаваемую специфику. Русские фабрики также производили как уникальные произведения, так и массовую продукцию. В начале ХХ века вазы Галле, его европейских последователей и русских заводов стали непременным атрибутом городского дореволюционного интерьера.
Музей Хрусталя имени Мальцовых – филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника – единственный в России специализированный музей с крупнейшим собранием художественного стекла, насчитывающим более 12 тысяч предметов. Музей, основанный в 1981 году, находится в городе Гусь-Хрустальный и расположен в памятнике архитектуры рубежа XIX-XX веков – Георгиевском соборе. Уникальность Музея Хрусталя – в синтезе искусств: соединении величественной храмовой архитектуры Л.Н. Бенуа (1856-1928), бессмертной живописи В.М. Васнецова (1848-1926), монументальной мозаики В.А. Фролова (1874-1942), хрустального богатства старых мастеров и талантливых современников.
Основой коллекции стекла и хрусталя послужила «образцовая кладовая» Гусевского хрустального завода XIX века, а также изделия, выпускавшиеся на Гусевском хрустальном заводе с его основания в середине XVIII века до современности. Среди них не только шедевры художественного стекла, но огромное количество образцов массового производства различных российских и зарубежных стекольных заводов. Гордостью музея является богатая коллекция авторских работ современных художников в стекле, начиная с середины XX века до наших дней.
В качестве партнёров и участников проекта к нему подключились музеи - хранители крупнейших собраний стекла Галле, его европейских и российских последователей: