Совещание провел член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Александр Русаков. Участники обсудили ход реализации модуля «Обучение служением» в вузах страны и представили лучшие практики — волонтерские, социальные, просветительские проекты, интегрированные в образовательные программы.
В ходе совещания Александр Русаков отметил роль новых образовательных модулей в воспитании гражданской ответственности и формировании практических навыков студентов. О подходах к реализации программы сообщил руководитель федерального проектного офиса программы «Обучение служением» Дмитрий Варанкин. Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова подчеркнула, что в реализации программы участвуют более 590 вузов, а вариативность подходов позволяет органично встроить модуль в образовательные треки.
О возможностях включения социальных проектов в учебный процесс рассказали директор Института социально-экономического проектирования Высшей школы экономики Артем Шадрин, начальник Управления сетевых и партнерских проектов государственной политики РАНХиГС при Президенте РФ Александр Юхно, президент Южного федерального университета Марина Боровская и ректор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Артем Иванчин. Спикеры представили наиболее успешные решения и инициативы, направленные на расширение возможностей студентов и повышение социальной значимости проектной деятельности.
В своем выступлении Оксана Орачева отметила, что многолетняя работа Фонда с третьей миссией университетов показывает, как проекты, начатые более 15 лет назад, стали частью учебного процесса. По ее словам, сегодня важно выделять наблюдения, которые помогут вузам в дальнейшем развитии программы «Обучение служением», поскольку «каждый новый этап требует более тонкого понимания, как социальная деятельность интегрируется в образование».
Она подчеркнула, что одним из ключевых вызовов остается способность преподавателей видеть и формулировать социальные эффекты своей дисциплины, поскольку это делает вовлечение студентов в проекты более осмысленным. Важным направлением она назвала признание инициатив, которые студенты и преподаватели реализуют самостоятельно вне университета: такие проекты часто рождаются из личной мотивации и показывают высокий уровень вовлеченности. Значимым, по словам Оксаны Орачевой, является и развитие совместных форматов, где преподаватели и студенты действуют как одна команда, поскольку именно такие усилия дают наиболее заметный социальный результат: «Когда преподаватель и студент работают вместе над реальной задачей, эффект всегда сильнее и глубже».
Завершая выступление, она предложила усиливать интеграцию образовательных программ с деятельностью некоммерческих организаций — через практики, исследовательские работы и проекты, создающие реальную пользу. Такой подход, по ее словам, позволяет формировать ценностные ориентиры и понимание социальной ответственности: «Когда образовательный процесс связан с конкретными делами и реальной пользой, это меняет взгляд студентов на профессию и делает участие в социальных проектах по-настоящему значимым».
По итогам совещания было отмечено, что представленные предложения и практики лягут в основу дальнейшей работы над развитием программы «Обучение служением» и помогут укрепить ее роль как инструмента формирования социальной ответственности и практических навыков студентов в российских университетах.
Фото: Денис Вышинский/Пресс-служба Совета Федерации